Суббота, 04.05.2024, 07:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Виртуальный кабинет истории и обществознания

Категории раздела
Мои статьи [0]
Методическая деятельность [1]
Данная категория предлагает материалы методической направленности
Обмен опытом [0]
Наиболее интересные разработки уроков
краеведение [0]
Предлагаются статьи и материалы по краеведению
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Мини-чат
Статистика

Каталог статей


«Технологические аспекты введения ФГОС ОО на уроках истории, обществознания, ОРК и СЭ»

«Технологические аспекты введения ФГОС ОО на уроках истории, обществознания, ОРК и СЭ»

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая, это заранее; на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».

К. Д. Ушинский

Качество образования становится ведущей темой образовательной политики нашего государства. А результаты, обеспечивающие высокий уровень качества, – это академические знания, социальные и иные компетентности, плюс социальный опыт, приобретенный учащимися в ходе освоения образовательной программы школы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом НОО качественное образование направлено на формирование у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Это позволит подготовить личность, обладающую определенными качествами: навыками самообразования, мотивированностью на получение образования на протяжении жизни, социальной зрелостью и адаптивностью, восприятием ценностных ориентиров и многими другими, дающими возможность быть успешным в современном мире.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.

Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.

Урок по новым стандартам начинается не на самом уроке, а на стадии подготовки к нему. Для подготовки к таким урокам применяется алгоритмизация. Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. Алгоритмизация – процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи. Такие уроки требуют больше времени для подготовки, необходимо тщательно подбирать используемые технологии, методы и виды деятельности.

Для достижения поставленных целей помимо системно-деятельностного подхода использую следующие технологии и методы: Для формирования универсальных учебных действий, мной используются следующие виды деятельности:  составление рассказа на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;  извлечение информации из источника;  описание объекта по схеме;  составление характеристики исторического деятеля;  работа с картой («чтение карты»), схемой;  анализ исторического источника;  чтение и обобщение фактов из литературного источника;  составление вопросов к тексту, ответы на них;  комментированное чтение текста;  составление простого и сложного плана;  составление сравнительных, хронологических таблиц;  составление кластера;  подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;  составление логической схемы, цепочки; и другие.

Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС ?

Первое:  четко определить и сформулировать для себя тему урока;  определить место темы в учебном курсе;  определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;  и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Второе. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата Однако абсолютное большинство ученых дидактов предлагают другой вариант формулирования целей и задач, отличающийся тем, что приведенные в примере задачи выступают как цели, а цели – как задачи. Но как бы там ни было, изменения в формулировке целей имеют одно и то же вектор: они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. В традиционном «знаниевом» подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет.

Третье.

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:  узнавание нового материала;  воспроизведение;  применение знаний в новой ситуации;  применение знаний в незнакомой ситуации;  творческий подход к знаниям.

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4.Составить три набора заданий:  задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;  задания, способствующие осмыслению материала учеником;  задания, способствующие закреплению материала учеником.

Четвертое. Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

Пятое. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

Шестое. Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:  мотивационно-целевой;  процессуальный;  рефлексивно-оценочный

Седьмое. Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:  что контролировать;  как контролировать;  как использовать результаты контроля Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Восьмое. Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Девятое. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. Проектируя любой урок направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний.

Известный русский писатель Л.Н. Толстой говорил, что знания должны быть приобретены усилиями мозга, а не памяти. Действительно, гораздо полезнее попытаться самому составить определение термина, чем заучить его наизусть, не затрудняя себя его осмыслением. Сформулированные самостоятельно, «пропущенные через себя» понятия запоминаются гораздо лучше, а главное – надолго. Характер заданий постепенно усложняется от класса к классу.

Список литературы

Бородкин, Л.И. Информационные технологии и математические методы для историков: опыт преподавания в МГУ// http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/91412/1/%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%9B%D0%98.pdf

Кузнецова Л.Е. Проектирование урока с позиций требований стандартов нового поколения// http://festival.1september.ru

Категория: Методическая деятельность | Добавил: istoria1971 (09.10.2018) | Автор: Абрамова Татьяна E W
Просмотров: 163 | Теги: алгоритм, фгос, виды деятельности, проектирование урока | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Посоветовать другу
t